Женский вопрос: в PinchukArtCentre открылась новая выставка

30 октября в PinchukArtCentre открылась выставка «Свое пространство». В ней 20 художников, среди которых Влада Ралко, Жанна Кадырова, Алевтина Кахидзе, рассуждают о позиции женщины в украинском искусстве.

Пробраться к выставке «Свое пространство» не так просто, и в этом усилии, которое совершает зритель, видится особый подтекст. Выставка расположена на четвертом этаже арт-центра, и, чтобы попасть на нее, нужно пройти несколько залов с предыдущей экспозицией «И снова демократия», которая открылась еще летом. Усилия того стоят: «Свое пространство» — острый, личностный, сложносочиненный проект, из которого в будущем может вырасти с десяток выставок, посвященных условному пространству женщины в украинском искусстве за последние лет 80.

Одна из самых сильных точек выставки — работа Алевтины Кахидзе. В небольшом фильме под названием «44» художница рассуждает о «репродуктивном насилии», повторяя 44 раза вопрос «а у вас есть дети?», а потом 44 раза отвечая на него с разными эмоциями: «нет». Очевидно, проект для художницы личный, но одновременно общий для многих украинских девушек.

Алевтина говорит, что 44 года — тот возраст, который в украинских клиниках репродуктивной медицины называют «рубежом» для возможности здоровой беременности и родов. «44» — работа деликатная и женственная, это не вывод, а скорее приглашение к разговору — про моральное насилие, возможность выбора и стереотипы, которыми живет общество.

Кураторы выставки — Татьяна Кочубинская и Татьяна Жмурко, которые подготовили ее в рамках исследовательской платформы PinchukArtCentre. Татьяна Кочубинская рассказывает, что проект родился из вопросов, которые волновали девушек-исследователей в их команде: почему, например, в Паркоммуне, одном из самых известных в истории украинского искусства арт-сквотов, было мало женщин-художниц? Какое место в арт-мире занимали те, кто все-таки реализовал себя тогда и активно работал? Как относились к ним мужчины-коллеги?

Именно об этом проект Марины Скугаревой «Мне хорошо», которая как раз работала в рамках Паркомунны. Ее инсталляция — три подушки с изображениями коллег-мужчин по Паркомунне: супруга Марины Олега Тистола, друзей Николая Маценко и Константина Реунова. Кажется, художнице комфортно работать в окружении мужчин, в самом названии инсталляции слышится идею уюта, комфорта, дружеской атмосферы. Но подушку со своим автопортретом художница поместила отдельно от друзей-мужчин: вышитый яркими нитками автопортрет Скугаревой лежит на небольшой металлической кровати, похожей на кровать из больницы или какого-то казенного учреждения. Проект был создан в 1996 году при поддержке куратора Марты Кузьмы и, очевидно, в нем Скугарева заложила всю двойственность положения, в котором украинские художницы находились в 1990-е годы: мужчины-коллеги их защищали и, в тоже время, в какой-то степени были препятствием для полной реализации.

По материалам vogue.ua